«В мире детства нет границ»

Калмыцкий государственный театр кукол «Джангар» отправляется на свои первые «Большие гастроли».  

С 21 по 26 октября в рамках направления по поддержке детских и молодежных театров на сцене Государственного театра юного зрителя Республики Саха (Якутия) пройдут показы спектаклей «Мойдодыр» и «Сар-Герел» («Лунный свет»).

Калмыцкий государственный театр кукол «Джангар» впервые вошел в число участников программы «Большие гастроли». С первого творческого сезона 2021-2022 руководством театра велась большая работа над тем, чтобы присоединиться к значимому проекту. Нарабатывался разнообразный репертуар, формировались творческие связи с другими театральными коллективами страны

О театре, привезенных спектаклях и предстоящей встрече с якутскими зрителями рассказывает директор Калмыцкого государственного театра кукол «Джангар» Кеэма Бередина:

«Для молодого театра, организованного буквально четыре года назад, Всероссийский гастрольно-концертный план Минкультуры России имеет неоценимое значение. И не только в части развития и популяризации, но и в расширении географии гастролей, обеспечении возможности взаимодействия с различными региональными театрами страны. К примеру, в марте 2023 года мы принимали на сцене своего театра Горловский театр кукол из ДНР, а в мае текущего года – Луганский академический театр кукол. Опыт, полученный в рамках проведения этих гастролей, укрепил творческое сотрудничество театров, тем самым способствовал формированию единого культурного пространства, в который каждый из театров внес свой посильный вклад.

Таким образом, участие во Всероссийском гастрольно-концертном плане позволяет нам расширять зрительскую аудиторию, пополнять творческий багаж посредством обмена опытом, знаниями, драматургическим материалом и лучшими театральными практиками.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что Всероссийский гастрольно-концертный план является не только инструментом для продвижения, но и важным механизмом, укрепляющим культурные связи, сохраняющим традиции и стимулирующим новые формы театрального искусства.

Реализация программы «Большие гастроли» имеет важное значение, и ее влияние на формирование нового поколения зрителей неоспоримо. Здесь не просто функциональное, техническое значение – создать своеобразный культурный мост между столицей и регионами страны и обеспечить региональному зрителю возможность получить доступ к высоким стандартам театрального искусства, которые часто недоступны в провинции. Здесь более глубинный воспитательный смысл. Зрителей не просто знакомят с различными направлениями театрального искусства, формируют новый взгляд на театр как на пространство для размышлений и чувственного восприятия. Здесь молодое поколение приобщают к театру, к осознанию разнообразия и богатства театрального языка, развивают его эмоциональный и интеллектуальный мир. А также воспитывают критическое восприятие искусства и расширяют его горизонты. Поднимая вопросы социальной актуальности, дают возможность увидеть себя в отражении разных культурных контекстов. В результате, новое поколение зрителей становится более открытым, отзывчивым и вдумчивым, что, несомненно, обогащает общекультурный климат страны.

Хочу еще раз подчеркнуть, что деятельность современного театра заключается в нравственном воспитании подрастающего поколения, социализации вступающих в жизнь детей и подростков. Отсюда и темы, которые может и должен поднимать театр. Это помощь в формировании мировоззрения, своих собственных принципов жизни, своего виденья мира. Театр – это школа жизни. Мне близко понятие Виссариона Белинского, который видел в театре «самовластного властелина чувств, способного потрясать все струны души, пробуждать сильное движение в умах и сердцах, освежать душу мощными впечатлениями». Он видел в нем «какую-то непобедимую, фантастическую прелесть для общества».

К сожалению, в настоящее время интерес школьников к театральному искусству не так высок. И чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему и начать активную работу по приобщению учащихся к театру, мы проводим социологические опросы и анкетирование. Уже сегодня по их итогам мы начинаем выстраивать свою работу. Разрабатываем систему скидок для учащихся, развиваем общий уровень культуры, ставим спектакли на актуальные для ребят темы, проводим активные рекламные акции. В стадии становления – театральная студия на базе театра.

С 1993 года территория Калмыкии объявлена зоной экологического бедствия. Это актуальная тема нашла отражение и в деятельности театра. Так, в прошлом театральном сезоне при поддержке ПФКИ мы реализовали проект «Saiga tatarica. Культурный код». Перед нами стояла непростая задача: донести до детей и подростков важность сохранения одного из символов калмыцкой культуры – степного сайгака. В рамках проекта была осуществлена постановка спектакля для самых маленьких зрителей «Голубая Лала»; организована зона виртуальной реальности для просмотра документальных фильмов о жизни сайгаков в заповеднике; в фойе театра установлен макет ареала обитания сайгака. Юные зрители с порога попадали в театральное пространство, исподволь погружаясь в тему сохранения редкого вида степной антилопы.

Теме взаимоотношений с технологией и вопросы ее влияния на коммуникацию также не обойдены действующим репертуаром. Молодежь должна задумываться о том, как сохранить человечность в мире, в котором стремительно внедряются искусственный интеллект и социальные сети. 

Современный мир интересен и сложен, потому и темы, интересующие юных зрителей, становятся все более многогранными и актуальными. Как я уже говорила, одной из важнейших тем является тема экологии и сохранения окружающей среды. Понимание экосистемы и необходимость заботы о планете требует создание контента, который повышает осведомленность в этом направлении. Это и вопросы социальной справедливости, инклюзии и разнообразия активно обсуждаются в СМИ и развлекательной индустрии. Подростки внимательно следят за тем, как их кумиры представляют различные культуры и идентичности, что создает спрос на более прогрессивные и честные нарративы.

Кроме того, это темы нравственного воспитания и психического здоровья, которые в последнее время становятся все более значимыми. Узнаваемые ситуации, проблема выбора, переживания и чувства героев-сверстников не только вызывают сопереживание у аудитории, но и становятся для многих из них своеобразным нравственным ориентиром, помогая справляться с собственными проблемами. 

Новый четвертый театральный сезон открылся семейной драмой по пьесе молодого драматурга Дарьи Слюсаренко «Семью восемь». Это пронзительный спектакль – обо мне, о тебе – о нас. В нем любовь и нелюбовь переплетаются и смешиваются, в конце концов, становится очень трудно отличить одно от другого. Впрочем, как и в жизни, где каждый из нас – в своей сути – добрый и хороший человек, заслуживающий сострадание и понимание… но в суете сует не успевающий порой разглядеть главное и ответить на непростые жизненные вопросы.

Таким образом, интересы нынешнего поколения формируют новую реальность, где важно не только развлечь, но и вдохновить, заставить задуматься о глобальных проблемах и найти в персонажах отражение их собственных стремлений и опасений.

Чувства глубокого уважения и восхищения вызывает удивительная природа и богатство традиций якутского народа. Якутская земля, наполненная бескрайними просторами и уникальной культурой, вдохновляет не только коренных жителей, но и гостей, кто получил счастливую возможность познакомиться с ней ближе.

В рамках обменного гастрольного тура коллектив Калмыцкого государственного театра кукол «Джангар» представит зрителям Якутии два спектакля — «Сар-Герел» («Лунный свет») и «Мойдодыр».

«Сар-Герел» – это спектакль о любви и долге: Герел, прекрасная девушка, чье сердце принадлежит земному юноше, отказалась от любви всемогущего Солнца, выбрав путь служения людям и став Луной. Действие погружает зрителей в волшебный мир фантазий, где каждый персонаж несет свою неповторимую историю.

Спектакль «Мойдодыр», наоборот, завораживает своей задорностью и юмором, он обращается к юным зрителям с важным жизненным уроком о чистоте, дружбе и ответственности. Яркие куклы и динамичные музыкальные номера поднимают настроение и создают теплую атмосферу в зале.

Уверена, что гастроли Калмыцкого театра кукол «Джангар» в Якутии пройдут успешно. Они объединят не только творческие коллективы наших театров, но, в первую очередь, объединят наших детей. Ведь в мире детства нет границ, есть только разнообразие и яркость культур. Есть простое и понятное слово «Дружба». Есть сказка, в которой возможно любое чудо и добро всегда побеждает зло. А нам, взрослым, остается только подарить детям радость встречи с театром сегодня, чтобы они шагнули с ней в счастливое завтра».

 

Программа «Большие гастроли» реализуется ФГБУК РОСКОНЦЕРТ согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Минкультуры России.

Генеральный информационный партнер – ТАСС.